Подготовил учитель математики МОУ ООШ с. Скалистое Свистов Ф.Ф.
Математики в годы ВОВ
Большое число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. Несомненно, что при этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гор-
достью отечественной науки. Мы должны преклониться перед выдержкой, самоотверженностью и верностью Отечеству, которую проявляли математики – воины.
Однако нельзя забывать и о другом вкладе математиков в победу над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладает математика. В период войны техника была разнообразной и сложной.
Она требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и эксплуатации. Увеличение скорости полета самолетов требовало не только повышения мощности двигателей, но и выбора оптимального профиля фюзеляжа и крыльев, а также
решения многих других вопросов. В России над этими вопросами еще с XIX века работал ряд ученых и в первую очередь Н.Е. Жуковский (1847 – 1921 ), названный В.И. Лениным отцом русской авиации. Он закономерно считается основоположником математической науки – аэродинамики, в которой ему удалось создать ряд сильных методов исследований и решить многочисленные актуальные задачи, основать большую научную школу. Жуковский заложил основы Военно-воздушной академии, получившей впоследствии его имя, а
также Центральный аэрогидродинамический институт ( ЦАГИ ). ЦАГИ долгое время работал под руководством одного из ближайших учеников и сотрудников Н.Е. Жуковского - С.А. Чаплыгина ( 1869 – 1942 ) и объединил многих выдающихся исследователей – М.В.
Келдыша ( 1911 – 1978 ), В.В. Голубева ( 1884 – 1954 ), М.А. Лаврентьева ( 1900 – 1980 ) и др. Теоретический отдел разрабатывал многие важные проблемы, в том числе и для воен-
ной авиации. Многие из этих разработок пригодились и были широко использованы для создания новых систем истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков, обладающих повышенной маневренностью, скоростью, надежностью.
Большое значение получили теории двух явлений – штопора и шимми (флаттера), представляющих в ту пору основную опасность для авиаторов. Как правило, самолет, попавший в состояние штопора или шимми ( особые вибрации самолета, приводившие к его
разрушению ) уже не могли из него выйти. Теорию этих явлений создал М.В. Келдыш – впоследствии президент Академии наук, главный теоретик космонавтики. Однако он пошел дальше и на основании теории сделал заключения о том, как устранять эти явления.
Практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором и за время войны практически не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим
причинам. Эти исследования позволили летать на больших скоростях
Традиционная область деятельности математиков – сследование артиллерийских систем. Проблемы пристрелки, разработанные еще в ХIX веке в связи с появлением новых
типов артиллерии, потребовали в период Великой Отечественной войны дополнительных исследований и составления таблиц. Стрельба с самолета по самолету и по наземным целям также привела к математическим задачам, которые нужно было срочно решить. Ими
занимались упорно как специалисты в области артиллерии, так и математики. Проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, область, которую накроет бомбовый удар. Та –
кие таблицы были составлены еще до начала войны, но для самолетов, обладающих большими скоростями. Во время войны появилась полезная возможность использования тихо-
ходных учебных самолетов для ночных бомбежек. Были созданы специальные полки ночных бомбордировщиков, но для них не было своевременно создано таблиц бомбометания.
Возникла срочная задача производства соответствующих расчетов. Таблицы были созданы и они оказали несомненную помощь нашим летчикам и летчицам.
Интересная задача возникла у моряков в связи с желанием увеличить вероятность попадания в цель при торпедном залпе. Возникла идея за счет искусственного рассеивания увеличить эту вероятность. Этой задачей занялся один из крупнейших наших математиков академик А.Н. Колмогоров. Ему удалось найти полное решение задачи и довести его до практического использования. Несомненно, что какую-то долю успехов следует отнес-
ти и на счет этой решенной Колмогоровым задачи.
Со времени Победы прошло более 60 лет. К сожалению, и теперь положение в мире таково, что страна, а вместе с ней и математики, вынуждены уделять внимание разработке проблем обороны.
|